Сегодня начинаем публиковать статьи Натальи Игнатьевой — юриста-правоведа САР, из газеты СА, выпускаемой Союзом архитекторов России, посвященные теме защиты прав архитекторов.
Статьи публикуем без исправлений, так как они напечатаны в газете.
СА № (68) 2018
КАК ЗАЩИТИТЬ ПРАВА АРХИТЕКТОРА?
> Наталья Игнатьева / юрист-правовед Союза архитекторов России
Появление новых для гражданского права положений статей 110.1 и 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также внесение изменений в целый ряд норм ГК РФ продиктовало необходимость защиты прав архитектора как автора архитектурного произведения. В настоящее время архитектор, приступая к созданию произведения архитектуры, нередко не располагает возможностью влияния на формирование обстоятельств в силу незнания законодательства и правоприменения, а также недостаточно чёткого профессионального, правового статуса и материального положения. В итоге между заказчиком, работодателем и архитектором практически отсутствует реальное равенство, а значит и подлинная свобода творчества. Юридическая практика показывает, что изменить существующее положение можно, действуя в двух направлениях. Первое – это образовательное просвещение. Реализация прав архитектора и предупреждение возможных нарушений его авторских прав напрямую зависят от понимания и усвоения некоторых основ гражданского законодательства и судебной практики. Второе направление – это совершенствование законодательства с учётом решений высших судов. Какими же средствами защиты располагает архитектор в настоящее время? Рассмотрим коротко наиболее актуальные правовые нормы.
Основа основ создания произведения – это заключение договора (гражданско-правового, ав- торского заказа, трудового). Самое слабое место в таком договоре – это переход исключительного (имущественного) права от архитектора заказчику, работодателю. Законодатель разрешил сторо- нам договора действовать в этом случае по своему усмотрению (кроме договора, заключаемого по ФЗ-44), поэтому архитектор, подписывая договор, должен предвидеть невозможность исполь- зования им проекта каким-либо способом в будущем. Необходимо отметить ещё одно существенное условие: срок передачи этого права. Здесь также возможны варианты: в момент заключения договора, передачи результата работ, после оплаты всех работ по договору и так далее. Не менее важный аспект этой темы – реализация заказчиком проекта без отчуждения исключительного права, что является грубейшим нарушением. Разберём конкретный пример. В 2016 году Арбитражный суд Пермского края принял решение по делу известного архитектора, в соответствии с которым заказчик, оплатив проект и владея им на праве собственности как материальным носителем, получил возможность использовать проект по назначению (на цели, связанные с проектированием и строительством) и передавать его третьим лицам. Суд констатировал, что нарушение исключительных прав архитектора в данном случае отсутствует
Апелляционная инстанция – Семнадцатый арбитражный апелляционный суд решение суда первой инстанции оставил без изменения. Архитектор обратился за защитой своих прав в Суд по интеллектуальным правам, который начал свою деятельность 3 июля 2013 года и является специа- лизированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанции. Кассационная инстанция определила: суд первой и апелляционной инстанции ошибочно делают вывод, что передача в собственность материального носителя на эскизный проект влечёт за собой переход исключительного права на объект интеллектуальной собственности. Кроме того, нарушением исключительных прав автора на использование архитектурного проекта могут быть признаны действия заказчика, поручившего иной организации разработку документации для строительства без согласия правообладателя. Решение Арбитражного суда Пермского края и Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда были отменены. Обратимся к ещё одной, весьма болезненной для большинства архитекторов теме. Право авторства (право признаваться автором архитектурного произведения.
Неясность в таком важном вопросе, как определение автора, может привести к тому, что пользователи (включая самих правообладателей) не смогут воспроизводить изображение проекта в различных, в том числе коммерческих, целях, поскольку существует риск привлечения к ответственности истинным автором за отсутствие или изменение информации о нём на экземпляре произведения. В свою очередь, опасность уголовного наказания за присвоение авторства (плагиат) не будет позволять архитектору использовать данный проект в качестве учёта своих творческих достижений. Определение истинного автора необходимо также и при внесении изменений в проект-объект в будущем, поскольку отсутствие согласия автора на изменение проекта-объекта может привести к большим финансовым потерям. Как же подтвердить своё авторство, если государственная регистрация произведений архитектуры в нашей стране отсутствует? Как известно, автором считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. Объектом авторского права являются произведения архитектуры, градостроительства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов. Кроме того, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 27.09.2011